В связи с кончиной Георгия Данелия я должен написать пару строк о "Паспорте", наверное, последнем советском фильме.
По сюжету картины, главный герой, грузинский таксист Мераб, по ошибке попадает в Израиль вместо своего сводного брата еврея и отчаянно пытается из него выбратся.
Знатоки творчества режисера помнят, что Израиль у Данелия мельком упоминался уже в "Мимино", но "Паспорт" это скорее продолжение "Кин-Дза-Дза". Главный герой внезапно переносится в чужой, совершенно безумный мир и отчаянно пытается из него выбраться. Паралели подчеркивают пустынные пейзажи и второстепенный персонажи. Герои Ярмольника и Янковского до боли напоминают инопланетян Би и Эуфа.
Происходящие с Меребом кажется фантосмагорией, но те кто знают советско-российскую бюрократию и израильские порядки не найдут в этом ничего удивительного. В одном из сюжетов фильма герой попадает к израильским родственникам брата, которые узнав о произошедьшем обвиняют его в шпионаже в пользу КГБ.
Удивительно но почти точно такую же историю я слышал от югославской еврейки, которая посетила Израиль в начале 80-хх годов через Египет. Когда она пришла в общину югославских евреев, там ей заявили что она агент Тито, поскольку нормальный человек из Югославии добровольно в Израиль никогда не приедет...
Единственной человечной фигурой оказывается водитель грузовика Семен Кляйн, ветеран войны так и не прижившийся в Израиле. В конце картины он организовывает бегство Мераба и кончает с собой.
Герой возвращается на родину, но сегодня мы знаем, что ничего хорошего там его не ждет, а его страны скорее всего уже нет.
В Израиле этот фильм как я знаю так и не был переведен на иврит. Спустя 30 лет картина воспринимается гораздо сильнее чем в 1990 ом году. Если в то время, зал хохотал во время сцены где герой буквально замордованый еврейским и арабским национализмом пишет на стене тюрьмы "Слава КПСС!", сегодня у большинства людей постсоветского простарнства это вызывает совершенно другие эмоции.
В Израиле картина разумеется не показывалась и даже как я знаю не была переведена на иврит. Уж слишком подрывным было ее содержание. Гой близнец еврея (а как же еврейский ген?) пытается убежать от прелестей абсорбции. Куда это годится?
Одним словом, всем советую посмотреть этот прекрасный фильм в память о замечательном режисере.